?

Log in

No account? Create an account
вдвоём

staruha_dvornik


staruha_dvornik

Я простой старуха дворник, за культуркой слежу, понял?


[reposted post]Борис Успенский. Русская интеллигенция как специфический феномен русской культуры
9 vrata
philologist
reposted by staruha_dvornik
Борис Андреевич Успенский (род. 1937) — советский и российский филолог, семиотик, историк языка и культуры. В 1972 году защитил докторскую диссертацию «Книжное произношение в России (Опыт исторических исследований)». Работал в Институте Африки АН СССР младшим научным сотрудником (1963—1965). Старший научный сотрудник (1963—1965) и профессор филологического факультета МГУ (1977—1992). Преподавал в должности приглашённого профессора в Венском университете (1988), Гарвардском и Корнелльском университетах (1990—1991), в 1990-е годы — в университете Граца, Риме, Мельбурне, Будапеште. С 1992 года — ведущий научный сотрудник РГГУ. С 2011 года в должности профессора заведует лабораторией лингвосемиотических исследований факультета филологии НИУ ВШЭ. Действительный член многих академий стран Европы. Ниже в сокращенном виде размещена его работа "Русская интеллигенция как специфический феномен русской культуры". Цитируется по изданию: Русская интеллигенция и западный интеллектуализм: история и типология. Материалы международной конференции. Неаполь, май 1997 Сост. Б.А.Успенский. Россия / Russia. Новая серия под ред. Н.Г. Охотина. Выпуск 2 (10). - М.; Венеция: О.Г.И., 1999.



Русская интеллигенция как специфический феномен русской культуры

"Наша русская интеллигенция, настолько характерная, что дала иностранным языкам специфическое слово intelligentsia (в транскрипции русского слова)..."
Вересаев, 1945

ЧТО ТАКОЕ русская интеллигенция? Можем ли мы считать, что это нечто в сущности аналогичное тому, что именуется интеллигенцией или интеллектуалами на Западе? Иначе говоря: можем ли мы считать, что русский интеллигент — это просто напросто русский вариант западного интеллектуала? Или же мы должны видеть в русской интеллигенции существенно отличное явление — пусть порожденное западной культурой, встречей России и Запада, но развившееся в нечто оригинальное и специфическое, в нечто принципиально отличное от исходной модели?
Ответы на этот вопрос могут быть кардинально различными. В западной перспективе русские интеллигенты могут восприниматься как нечто тождественное западным интеллектуалам: нередко здесь видят одно и то же явление. В русской же перспективе, напротив, здесь видится нечто отличное и даже специфическое для русской культуры: в предельном случае русский интеллигент и западный интеллектуал могут восприниматься даже как полярно противоположные явления.

Read more...Collapse )

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy


[reposted post]Михаил Лотман. Интеллигенция и свобода (к анализу интеллигентского дискурса). Часть 1
9 vrata
philologist
reposted by staruha_dvornik
Михаил Юрьевич Лотман (род. 1952) — эстонский литературовед и политический деятель, сын литературоведов Юрия Лотмана и Зары Минц. С 30 июня 2011 года по 29 октября 2013 года занимал пост председателя городского собрания Тарту. Область исследований Михаила Лотмана охватывает общую семиотику, культурную семиотику, теорию текста и историю русской литературы. В 1988—1994 г. был членом правления Русского культурного общества в Эстонии. Является профессором семиотики и литературоведения Таллинского университета, членом исследовательской группы по семиотике Тартуского университета. Ниже размещен фрагмент из его работы "Интеллигенция и свобода (к анализу интеллигентского дискурса)". Цитируется по изданию: Русская интеллигенция и западный интеллектуализм: история и типология. Материалы международной конференции. Неаполь, май 1997 Сост. Б.А.Успенский. Россия / Russia. Новая серия под ред. Н.Г. Охотина. Выпуск 2 (10). - М.; Венеция: О.Г.И., 1999.



Интеллигенция и свобода (к анализу интеллигентского дискурса)

Свобода всегда была и до сих пор остается одной из самых болезненных тем русской интеллигенции. Если не все, то во всяком случае значительная часть интеллигентских разговоров крутится вокруг свободы. Без особого преувеличения можно было бы даже сказать, что вопрос о русской интеллигенции — это, в первую очередь, вопрос о свободе. Если изначальная интеллигентская интуиция (Михайловский и др.; условно говоря — до «Вех») трактует интеллигенцию в качестве свободолюбивого и свободоносного общественного начала, то с «Вех» берет начало традиция интеллигентской самокритики, основной тезис которой состоит в том, что внутренне несвободная интеллигенция проецирует свою несвободу вовне — в общество. Этот голос интеллигентской самокритики резонирует, но не сливается с антиинтеллигентскими высказываниями враждебных интеллигенции общественных структур и группировок.

Read more...Collapse )

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy


Михаил Лотман. Интеллигенция и свобода (к анализу интеллигентского дискурса). Часть 3
вдвоём
staruha_dvornik
Оригинал взят у philologist в Михаил Лотман. Интеллигенция и свобода (к анализу интеллигентского дискурса). Часть 3
Михаил Юрьевич Лотман (род. 1952) — эстонский литературовед и политический деятель, сын литературоведов Юрия Лотмана и Зары Минц. С 30 июня 2011 года по 29 октября 2013 года занимал пост председателя городского собрания Тарту. Область исследований Михаила Лотмана охватывает общую семиотику, культурную семиотику, теорию текста и историю русской литературы. В 1988—1994 г. был членом правления Русского культурного общества в Эстонии. Является профессором семиотики и литературоведения Таллинского университета, членом исследовательской группы по семиотике Тартуского университета. Ниже размещен фрагмент из его работы "Интеллигенция и свобода (к анализу интеллигентского дискурса)". Цитируется по изданию: Русская интеллигенция и западный интеллектуализм: история и типология. Материалы международной конференции. Неаполь, май 1997 Сост. Б.А.Успенский. Россия / Russia. Новая серия под ред. Н.Г. Охотина. Выпуск 2 (10). - М.; Венеция: О.Г.И., 1999.



Интеллигенция и свобода (к анализу интеллигентского дискурса)

Особое же раздражение вызывала не столько интеллигентская критика существующих общественных установлений, сколько перенос этой критики в прошлое, посягательство на русскую историю, на саму ее, как тогда принято было выражаться, субстанцию. Особая роль здесь принадлежит Чаадаеву, чье значение для русской мысли вообще беспрецедентно: не будучи сам ни славянофилом, ни западником, ни интеллигентом, он заложил основы соответствующих дискурсов:

Read more...Collapse )

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy


Почему важна тема дружества
вдвоём
staruha_dvornik
Оригинал взят у n_nastusha в Почему важна тема дружества
Эти краткие разговоры во время конференций для меня много значат. Часто я даже специально прошу не говорить общих слов и комплиментов. Это возможность продолжить разговор, оживить его благодаря личному взгляду собеседника.

СТОЛКНОВЕНИЕ КРУГОВ

Image
Дом Культурно-просветительского центра «Преображение», в котором проходила конференция

В этом номере мы заканчиваем публикацию ответов участников конференции «Дружеский круг как начало соборности и солидарности в России» на вопрос «Кифы»: «Что Вас больше всего затронуло, может быть, удивило во время конференции?»

Image

Священник Георгий Белькинд (Тульская епархия): Прежде всего, меня очень порадовало то, как академично выстроена сама структура этого конференционного общения. Предмет разговора такой разноплановый, плывущий, трудноуловимый, трудноопределимый... И вот, сделаны «четыре этажа», где все проранжировано: на пленарном заседании обсуждаются общие подходы, потом – секции, где идет аспектизация, после них круглые столы, где темы могут как-то обкатываться, рассматриваться в подробностях. И все это увенчивается вечерами воспоминаний, где предмет обсуждения становится самой реальностью во взаимном общении. Это говорит о грамотном научном уровне – не в схоластическом, «засушенном» виде, когда группа специалистов «на птичьем языке» обсуждает то, что вообще никому не понятно. С этой точки зрения понятно, почему конференция многих привлекла (а здесь собрался отнюдь не «междусобойчик»), ведь такая комплексно продуманная система работы обещает высокую продуктивность.

[Spoiler (click to open)]

И нужно сказать, что это ожидание полностью оправдалось. Та часть конференции, которую я застал, прошла на очень высоком уровне. Хотя, конечно, разнонаправленность и разноплановость выступлений вызывает сложность их общего осмысления. С другой стороны, участники конференции и не ставили задачу выработать некое универсальное, единое и общеобязательное теоретическое понятие «дружеского круга». Остается продуктивная недосказанность, и для меня итог (пока что промежуточный) – это мысль, которая звучала во время обсуждений: дружеский круг, дружба, братство выступает как всеобщая смысложизненная задача, и во всякую эпоху люди пытаются ее решить. И мы на конференции оказались перед лицом свидетельств о том, как она решалась в XIX и XX веке – интеллектуальными сообществами на свой манер, церковными на свой. Наверное, для молодых участников, которые были слушателями, а не докладчиками, это еще ясней. Потому что они только входят в жизнь, и если для них это останется как некий вызов, как некое предложение: сможете ли вы дружить, сможете ли вы создать то, о чем через сто лет будут говорить на конференции? – то это, конечно, было бы прекрасно.

Image

А.В. Кобак, исполнительный директор Международного благотворительного фонда имени Д.С. Лихачёва (Санкт-Петербург): Меня с самого начала удивила тема конференции. Она не чисто научная. Она одновременно и научная (историческая), и общественная, я бы сказал, общественно значимая. Я вижу, что время сейчас постепенно идет в сторону умаления значения общественных инициатив. И в этом смысле дружеские связи, которые в советские годы были спасением для людей моего поколения и тех, кто старше нас, может быть, опять будут, как это ни печально звучит, востребованы.

Тема дружества важна и потому, что в России еще с петровских и екатерининских времен дружеские круги зачастую являлись началом каких-то важных культурных инициатив. Так создавались многие гимназии, которые мы знаем по именам: гимназия Стоюниной, школа Карла Ивановича Мая. Потом они становились официальными. Так создавались различные благотворительные общества и организации, которые расцвели в России в конце XIX – начале XX века и были полностью уничтожены буквально за несколько послереволюционных лет.

Так что дружеские круги оказываются в нашей стране важной вещью. Наша культура особенно к этому склонна. Поэтому тема показалась мне интересной, тем более что я тоже принадлежал к каким-то дружеским кругам в 1970-е годы, и многие мои нынешние занятия берут начало оттуда.

Image

Н.В. Брагинская, руководитель учебно-научного центра антиковедения Института восточных культур и античности РГГУ: Прекрасная организация, интересные доклады, дружеская атмосфера. Что касается меня, то, наверное, мой доклад был здесь не очень нужен, но мне самой необходимость собрать мысли воедино была полезна. В целом же я считаю, что я слишком много занимаюсь полезным, а надо заниматься бесполезным. Дружбу считаю делом бесполезным и прекрасным, и с этой точки зрения я несколько перечила организаторам, настойчиво предлагавшим перевести дружбу с ее неформально-необязательного уровня на уровень организации и уровень пользы. Я полагаю, что бесполезное представляет собой огромную ценность, и если у нас общество нацелено на корысть, выгоду или даже на очень хорошую, но пользу, то надо оставить место и не для необходимого, а для прекрасного, то есть для дружбы.

Хотелось бы также напомнить, что дружба и замкнутость в дружеском круге может быть и опасна, что она должна отступать перед истиной, например. Дружеские связи, бывает, препятствуют открытости, свободе, критике, и падает от них тень или слепой солидарности, или беспринципного конформизма.

Image

Е.С. Останин, кандидат исторических наук, доцент Вятского государственного гуманитарного университета: Прежде всего меня удивила та «народная стройка», с помощью которой был создан этот замечательный центр. Я внимательно прослушал всю экскурсию, посмотрел слайд-фильм, задавал вопросы участникам. И, конечно, впечатлен. Нигде в других местах я не видел, чтобы низовая инициатива приводила к таким впечатляющим результатам.

Что касается обсуждения, то оно меня как раз не удивило, поскольку я не в первый раз участвую в конференциях Преображенского братства, а все-таки во второй. Оно в русле ваших традиций... Состав участников, докладчиков задавал очень высокую планку. И многое из того, что я здесь слышал, меня даже «приподнимало над собой».

Единственное, на что хотелось бы посетовать – может быть, в какие-то моменты не хватало времени на дискуссию. Когда она разворачивалась, набирала обороты, регламент вынуждал ее останавливать, хотя – это видно было по публике, да и по собственным ощущениям – хотелось бы еще продолжить разговор. Но это замечание чисто техническое. А вообще, впечатления самые сильные и хорошие. Атмосфера удивительная.

Ну, и что еще меня поразило помимо дома – молодежь ваша. Я таких глаз – чистых, светлых, «умытеньких изнутри», не видел. Бог ты мой! Какие улыбки! Причем не натянутые, не вымученные, не «постнические». Я как раз с молодежью работаю, через меня каждый год проходит человек пятьсот с разных факультетов. Поэтому есть с чем сравнивать. А умные какие! Языки подвешенные, начитанные, скромные, воспитанные! Это Вы их такими делаете или таких собираете?

В основном это наши собственные дети. У нас есть для них самые разные детские и молодежные программы, летние лагеря. Но кто-то приходит в братство извне, благодаря миссионерским встречам, которые проводит прежде всего сама братская молодежь.

А мне хотелось бы в свою очередь спросить Вас вот о чем: Ваш доклад был посвящен Борису Талантову. Он – одна из самых ярких фигур периода хрущёвских гонений, один из немногих мученически закончивших в это время свою жизнь. Но людей этого и более позднего времени, которые известны исповедничеством, можно назвать по крайней мере десяток, не меньше. Почему мы гораздо меньше про них знаем, гораздо реже упоминаем, чем исповедников 1920–1930-х годов? Ведь людей сажали за веру вплоть до 1985 года!

Это так, но масштабы были совершенно другие. И «количество перешло в качество». Все-таки время было не столь сочащееся кровью. Некоторые даже отказывают хрущёвским гонениям в праве называться гонениями, потому что они проходили в такой «ослабленной» форме: ничего похожего на времена Диоклетиана мы в них уже не видим. Отсюда, может быть, такое пренебрежительное отношение к исповедничеству этого периода: «А чем вы, собственно, рисковали? Вас уже не расстреливали, семьи ваши тоже напрямую следом за вами не отправляли». Поэтому кажется, что это не так важно или не так драматично. Хотя тут тоже была своя драма. Я как раз и пытаюсь показать, в чем она состояла. Сегодня я начал говорить в выступлении об открытом письме к патриарху Алексию I (Симанскому). Его подписали двенадцать человек – в списке имена, фамилии, адреса. Письмо было открытым не только в смысле «мы не таимся под псевдонимами», но еще и в том, что заранее объявлялось: «мы разошлем его везде». Понятно, что никто его нигде не опубликует, разве что Самиздат – распечатают на машинке доброхоты, я даже знаю, где: во Владимирском Успенском соборе. КГБ установило это по характеру шрифта.

Так вот, казалось бы, написали патриарху открытое письмо, вот мы, берите нас на блюде! Но результаты-то, помните, какие были? Одного выгнали с работы сразу же после появления разгромной статьи-пасквиля в местной печати. Другой человек умер затравленный. У самого Талантова жена умерла через несколько месяцев, не перенеся страданий и переживаний за него. Хотя никто никого не расстреливал. Как измерить эту драму? Вообще, мне кажется, мериться драмами как-то даже и неправильно. У каждого времени свои шкалы.

Image
Помогали в проведении конференции (а иногда и пели для гостей) члены молодежного «Круга» Преображенского братства

Беседовали Александра Колымагина, Анастасия Наконечная
Фото: Алена Каплина, Юрий Крапивин, Александр Волков

Кифа № 5 (207), апрель 2016 года

Еще статьи по этой теме:

На перекрестках города памяти. Интервью с А.П. Козыревым, зам. декана философского факультета МГУ >>

«Вечные темы» в нашей жизни.Интервью с председателем Преображенского братства Дмитрием Гасаком и с директором музея А.А. Ахматовой в Фонтанном доме (Санкт-Петербург) Н.И. Поповой >>

«Дружба, в отличие от любви, не бывает неразделенной».О призвании петербургского «независимого культурного движения» размышляет в своем интервью исполнительный директор Международного благотворительного фонда имени Д.С. Лихачёва Александр Кобак>>

Дружеский круг: теплый оазис – или источник творческого дерзновения. Интервью с председателем оргкомитета конференции «Дружеский круг как начало соборности и солидарности в России» Юлией Балакшиной >>

Начиная разговор о даре дружбы. 9-11 марта в Культурно-просветительском центре «Преображение» под Москвой прошла международная конференция «Дружеский круг как начало соборности и солидарности в России».

Инклинги. Продолжая размышлять о дружеском круге, мы отправляемся в Англию >>

Неповторимость лиц, входящих в круг. Ещё раз о славянофилах >>

Для того чтобы появился дружеский круг, нужен человек-«мотор», тот, кто представляет себе масштаб, сверхзадачу >>

Христианство и рыцарство: взаимное влияние культуры и миссии >>

«Нигде, о Господи, такого града нет, есть лишь видение, и только...» >>


"Корпоратив". Долгожданная запись
вдвоём
staruha_dvornik
Оригинал взят у zis_man в "Корпоратив". Долгожданная запись

Вот, наконец, появился созданный аудио и видеомастерами «Новой оперы» общественно-доступный вариант концерта 24 апреля в Зеркальном фойе, который, как известно, назывался «Корпоратив». Сразу же, во первых строках - низкий поклон и восхищение звукорежиссёру Лизе Михайловой за виртуозную работу со звуком, потому что как я ни старался, всё равно время от времени возникали проблемы в процессе моего взаимодействия с микрофоном, которых в записи практически нет. Я уж об остальном не говорю!

Получился, правда, не концерт, а немножко лучше. Стараниями и талантами режиссёра Дениса Петрова-Жеребченко (он же систематически оказывается на сцене и около в роли эквивалента чаплинского Бродяги) и коллег.

Читать и смотреть дальше...Collapse )

Наталья Трауберг. Из «Домашних тетрадей»
вдвоём
staruha_dvornik
Оригинал взят у philologist в Наталья Трауберг. Из «Домашних тетрадей»
COLTA.RU публикует фрагмент авторского самиздата 2000-х

Наталья Леонидовна Трауберг много лет была известна только как переводчик с нескольких языков — как писатель она прославилась в последние годы жизни, когда начала публиковать свои мемуарные заметки, размышления и статьи. Из них она успела составить и выпустить только два сборника: «Невидимая кошка» и «Сама жизнь». Немногие знали, что Наталья Леонидовна писала прозу и стихи в молодости, разве что узкий круг друзей и знакомых.


Н. Трауберг. Москва, Страстной бульвар, на балконе над Пушкинской площадью. 1958 © В. Чепайтис

Пять лет

Когда-то я прочитала у Соловьева-отца [1], что «последние пять лет» николаевского царствования были совсем невыносимыми. В 1948—53 — даже не надеясь, в 1980—85 — уже надеясь, но робко, мы об этом вспоминали. У этих лет, все три раза, есть общие черты — какой-то странный покой, который позже, в ностальгии, может представляться уютным. То ли все сидят по домам, то ли напряженно радуются чему-нибудь очень простому, но действительно возникает ощущение извращенной, непереносимой идиллии. Я очень хорошо помню, как это было. Когда помнит кто-то еще, мы спешим оговорить: «Не дай Господь никому такого покоя».

Read more...Collapse )

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy


[reposted post]«Черная метка» в паспорте
aquatek_filips
reposted by staruha_dvornik
- Добрый день! Вы посещали Израиль?
- Да, несколько месяцев назад летал отдыхать на море в Эйлат.
- Извините, мы вы не можете въехать в нашу страну....

К сожалению, в наше время такое возможно, когда побывав в одной стране, ты автоматически становишься невъездным в другую и штамп о въезде в нее становится настоящей "черной меткой".
Знаете же, наверное, что считается противозаконным въезжать в Грузию через Абхазию, в Азербайджан из Нагорного Карабаха, в Сербию из Косова, в Украину через Крым.
Как следствие, разворот на границе, отказ в выдаче визы, а иногда даже уголовное преследование...

Итак, что нужно знать, чтобы не попасть в подобные неприятности?



Смотреть полностьюCollapse )

[reposted post]В Госдуме признали наличие в России "революционной ситуации"
9 vrata
philologist
reposted by staruha_dvornik
Доходы богатейших и беднейших россиян различаются более чем в 14 раз, это "революционная ситуация" по меркам ООН, сообщил первый зампред комитета Госдумы по труду и социальной политике Михаил Тарасенко. "Не хотел бы говорить громкие слова, но по оценке ООН, после того показателя, который не рекомендуется (8 раз - ИФ), начинается социальная нестабильность, а после 10 начинается революционная ситуация", - отметил Тарасенко в ходе форума "Эффективная социальная политика: новые решения" в Петербурге в пятницу. Коэффициент фондов (отношение среднего уровня доходов 10% самых богатых граждан к 10% самых бедных) в России составляет 14,5. При этом в целом по Европе доходы богатых и бедных различаются в 7 раз, в Финляндии - в 5,6 раз.



Read more...Collapse )

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy


Это важно знать. Почему аннулируют авиабилеты
вдвоём
staruha_dvornik
Оригинал взят у aquatek_filips в Это важно знать. Почему аннулируют авиабилеты
Ситуация. По какой-либо причине вы не вылетели по своему авиабилету (например, опоздали на рейс) и решаете "догнать билет", купив ближайший вылет в аэропорт назначения (пересадки) и, прилетев туда, узнаете, что ... весь остальной ваш билет аннулирован. Ни лететь дальше, ни даже вернуться обратно вы по старому билету уже не можете.
Из комментов к последнему лайфхаку я понял, что для многих стала настоящим открытием информация, что если не полететь какой-либо их сегментов своего авиабилета, он будет автоматически аннулирован.

Данное правило авиакомпаний у многих вызывает недоумение, а для многих оказывается неприятным сюрпризом, когда они ни сном, ни духом приходят на регистрацию и узнают, что билет домой-то нет...
Что же это за правило такое и как избежать подобной ситуации?


Смотреть полностьюCollapse )

Лайфхак. Что НЕ НУЖНО делать, если ваш авиарейс отменили.
вдвоём
staruha_dvornik
Оригинал взят у aquatek_filips в Лайфхак. Что НЕ НУЖНО делать, если ваш авиарейс отменили.
Такие ситуации хоть и не часто, но бывают. И в них важно не допустить ошибку, чтобы не нажить себе дополнительную головную боль и не попасть на непредвиденные расходы, как получилось с одним моим знакомым.
Именно после его письма у меня и появилась мысль написания поста на эту тему.

Итак, авиакомпания решила отменить рейс, которым вы летите. Причины могут разные: от банальной оптимизации и объединения утреннего и вечернего рейса в один до забастовки или извержения вулкана Эйяфьядлайёкюдль.
Как правило, узнаете вы об этом чуть ли не перед самым вылетом, иногда даже ночью посредством СМС или письма по электронной почте. Естественно, радости мало, вы судорожно звонить в колл-центр авиакомпании и начинаете думать, что делать. Особенно если вы летите не в конечный пункт, а у вас дальнейшие стыковки, брони отеля, круиза и все ваше путешествие грозит накрыться медным тазом.
В этом случае важно все сделать правильно и не допустить досадных ошибок.


Смотреть полностьюCollapse )