?

Log in

No account? Create an account
вдвоём

staruha_dvornik


staruha_dvornik

Я простой старуха дворник, за культуркой слежу, понял?


Previous Entry Share Next Entry
Достоевский: священное в повседневном
вдвоём
staruha_dvornik
Ещё не слушала, но надеюсь, - интересно

Оригинал взят у t_kasatkina в Достоевский: священное в повседневном
Аудиозапись и иконы, которые я упоминаю по ходу анализа.

Оригинал взят у philologist в Достоевский: священное в повседневном
05.02.2015. Татьяна Касаткина, доктор филологических наук, зав. отделом теории литературы ИМЛИ РАН, председатель Комиссии по изучению творческого наследия Ф.М. Достоевского Научного совета "История мировой культуры" РАН. Лекция (беседа) в Доме Лосева "Достоевский: священное в повседневном". Аудиозапись



В докладе речь идет о двусоставном образе Достоевского, скрывающем под современным обликом вечный лик, и – главное – о конкретных средствах и путях создания такого образа (соответственно и - о средствах обнаружения его читателем и путях прочтения).



Двусоставный образ одновременно служит средством ориентации в современности и способом воспринимать базовые тексты европейской и русской культуры – Библию и Евангелие – без эстетической отстраненности, этически и эмоционально сопричастно, как описание происходящего в данную минуту.



Двусоставный образ – свойство текстов Ф.М. Достоевского, помогающее нам уловить во внешнем, видимом для всех образе окружающей действительности, присутствие образов евангельской истории, с которыми можно встретиться здесь и сейчас: встретиться и ответить на их вызов.



Великое христианское искусство, ярчайшим представителем которого в 19 в. является Достоевский, создавало произведения, которые позволяли человеку соприкоснуться не с торжествующим и всевластным, но со страдающим Богом, с Богом-человеком в пространстве Его земной жизни – и научиться встречаться с Ним в повседневности, узнавать Его в рабском обличии, научиться узнавать Его в каждом человеке. Христианская этика для читателя Достоевского перестает быть внешней догмой, налагаемым извне императивом, но становится частью внутреннего опыта, индивидуальной перспективой восприятия мира. Великое христианское искусство учит человека видеть созданное реальностью пространство, где евангельская история все время актуальна; пространство, куда может войти современный человек, чтобы осуществить предложенное, но неосуществленное в евангельской истории: например, впустить в свой дом Богоматерь на сносях и согреть Ее Младенца, ранее обогретого только дыханием вола и осла.



Анализ структуры слова персонажа и повествователя, анализ образа, создаваемого Достоевским, позволяет выявить те места, где обнаруживается авторская позиция, не выраженная в прямом дискурсе.